Введите ваши контактные данные, чтобы получить бесплатную консультацию HRD
Введите ваши контактные данные, чтобы получить бесплатную консультацию HRD
Введите ваши контактные данные, чтобы получить бесплатную консультацию HRD
Введите ваши контактные данные, чтобы мы могли перезвонить Вам
Готовая система контроля
удаленной работы в подарок

Как подбирать сотрудников – основные этап

Как правильно подбирать работников: методики, стадии и критерии найма новых сотрудников

Время прочтения: 5 минут
Подобрать квалифицированного сотрудника задача не самая простая. От опыта и компетентности персонала зависит продуктивная деятельность любой организации. Сначала руководство фирмы осознает потребность в новом члене коллектива, затем приступает к его поиску, а на финальном этапе интегрирует в рабочее пространство. Расскажем про основные принципы отбора персонала, нюансы, о которых важно знать работодателям.

Что подразумевается под определениями сорсинг, наём и рекрутинг?

Понятие рекрутинга используют для обозначения полного цикла отбора сотрудников, начиная с изучения анкет и заканчивая выходом работника на службу. Сорсинг наряду с наймом являются отдельными этапами рекрутинга.

Сорсингом именуют поиск, а найм подразумевает прием в штат.

В большинстве случаев всем процессом рекрутинга занимается один работник. Эта функция возлагается на менеджера по персоналу. Хотя бывают и исключения, крупные компании, в которых открыто много вакансий, делегируют задачи сорсинга и найма разным сотрудникам.

Стадии рекрутинга

Подбор и отбор персонала должен выполнять квалифицированный специалист, обладающий обширными знаниями в области рекрутинга.

Начальный этап – это планирование: важно понять, в каких специалистах нуждается компания. Уже на первичной стадии от рекрутера требуется плотный контакт с работником, который принимает конечное решение об оформлении в штат нового кадра. Это важно для грамотного составления профиля идеального соискателя.

Определение профиля специальности

Перечисляя этапы подбора персонала, акцентируем особое внимание на самом первом, связанном с формирование должностного профиля. Речь идет о подробном составлении требований к новому работнику. Необходимо сформировать полный список его обязанностей. Максимально детализировать цели, которых планируется достичь после прихода нового сотрудника. Позаботиться о том, чтобы процесс его подбора был максимально прозрачным.

В профиле присутствуют следующие данные:
  • перечень, предусмотренный должностной инструкцией обязанностей;
  • список требований к претенденту, касающихся его опыта, образования, персональных качеств, кейсов;
  • описания условий трудовой деятельности, а также проекта, над которым ему предстоит работать.
Сформировав вакансию, можно переключаться на стадию активного поиска, подбирать претендентов.

Заявка на подбор сотрудников обычно предоставляется заказчиком либо руководителя HR-отдела. В документе содержатся детальные сведения по открытой вакансии, включая сроки на поиск того, что сможет ее закрыть. Рекрутер обязан тщательно изучить заявку, при необходимости согласовать все с клиентом, уточнить нюансы и только после этого приступать к поиску соискателей, подходящих под указанные критерии.

Поиск соискателей

Процесс подбора персонала насчитывает несколько последовательных этапов и поиск соискателей как раз один из основных. Рекрутер должен определиться со стратегией, которая позволит ему достичь поставленной цели. Выбрать площадки для поиска.

Вакансию можно опубликовать:
  • на специализированном портале;
  • сайте компании;
  • в социальных сетях.
Также есть вариант с обращением в городской центр занятости либо агентство, предоставляющее услуги рекрутинга.
На этом этапе важно привлечь максимум претендентов, соответствующих заявленным требованиям. Вызвать у соискателей интерес к вакансии.

Для этого ее описание нужно сделать простым и одновременно информативным. При работе над текстом объявления о найме пользуйтесь живым языком. Не ограничивайтесь перечислением формальных требований, предоставьте как можно больше конкретики.

Стадия поиска включает в себя несколько подэтапов:
  • размещение объявления о найме;
  • изучение базы резюме кандидатов (можно не ограничиваться порталами по трудоустройству, а задействовать еще и социальные сети);
  • обработку откликов и анкет;
  • создание базы претендентов.
Резюме ищет сорсер. Эта функция также может возлагаться на штатного HR-менеджера компании либо на представителя рекрутингового агентства, хедхантера.

Возможен вариант с привлечением к сорсингу всех работников компании в соответствии с принципом реферальной схемы:
  1. Отправки писем сотрудникам с информацией о вакантной должности.
  2. Получения от персонала рекомендаций на должность возможных кандидатур.
  3. Прохождения соискателями собеседования и тестирования.
Если человек становится частью команды, работник который его порекомендовал, вознаграждается премией. Меньшую часть премиальной выплаты получает при оформлении претендента в штат, а остальную после окончания испытательного периода. При использовании такого подхода работники будут со всей ответственностью подходить к отбору соискателей, проявлять заинтересованность в том, чтобы их протеже задержались в компании на долгий срок.

Изучение анкет соискателей

Этапы отбора персонала в обязательном порядке включают в себя изучение анкет соискателей. Рекрутеру необходимо отсеять тех, не подходит, и выделить кандидатов, с которыми работа продолжится. Сформировать базу резюме претендентов. 

После чего:
  • отобрать самых подходящих;
  • спланировать и подготовиться к собеседованию;
  • провести интервью;
  • убедиться в профессионализме соискателей.
Тактика отбора определяется политикой конкретной компании и спецификой предпринимательской деятельности. Проверка может проводиться:
  • при помощи тестирований, в том числе психологических;
  • в формате кейс-интервьюирования;
  • путем изучения рекомендаций с предыдущих мест работы соискателя.
В крупных компаниях, где важна конфиденциальность, к делу подключается внутренняя служба безопасности. Конечное решение об оформлении соискателя в штат принимается руководителем или кадровиком после изучения итогов тестирований и интервью.

Беседа в телефонном формате

Многие работодатели проводят интервью с соискателями в телефонном формате. Таким способом они получают более детальные сведения о кандидатах. Далее имеет место личная встреча, в ходе которой соискатель и работодатель знакомятся, обсуждают детали вакантной должности, изучают запросы друг друга.

На заметку! Если кандидат проживает в другом городе и планируется удаленная работа, собеседование может проходить в формате видеоконференции.

Тестирование претендентов

Многие работодатели задаются вопросом: «Что представляет собой процесс набора персонала?». В решении столь важного вопроса требуется комплексный подход, включающий в себя тестирование соискателей. На этом этапе проверяются профессиональные и персональные качества претендента.

Существуют разные методы оценки профессионализма соискателя от кейсов, которые может предоставить соискатель до решения конкретных задач.

Финальные встречи

Кандидату, прошедшему тестирование, назначают встречу с руководителем. В крупных компаниях глава бизнеса не занимается отбором сотрудников самостоятельно, делегируя эту задачу рекрутеру.

На финальном этапе в ходе личного общения выстраивается коммуникация, оцениваются перспективы кандидата. На этой стадии важно правильно обозначить ключевые моменты, ориентиром должна служить отрасль и специфика бизнеса организации. От руководства требуется детально раскрыть обязанности будущего сотрудника, а от претендента продемонстрировать, что он имеет нужные навыки.

Встреча с главой компании имеет место не всегда. Сотрудник кадровой службы может принять решение об оформлении кандидата в штат самостоятельно, но предварительно он все равно согласует его с вышестоящим начальством.

На этой стадии обговариваются нюансы трудоустройства, а также оформление документации, выносится финальный вердикт.

Мотивирование соискателя

От рекрутера и руководства компании требуется не упустить «своего» сотрудника. Для этого специалиста нужно мотивировать. Бывает и такое, что фирма хочет видеть конкретного человека членом своей команды, а он сомневается – стоит ли принимать предложение. Важна готовность соискателя к принятию положительного решения о трудоустройстве именно в вашу организацию.

Предоставление обратной связи кандидатам, чьи кандидатуры были отклонены

Подобрав нужного кандидата, обязательно вернитесь с обратной связью к остальным. Такой подход считается признаком профессионализма.

Важно! Уважительно относитесь ко всем участникам процесса отбора, от этого зависит репутация вашей организации.

Наём

Побор персонала в организации завершается наймом – это финальная стадия рекрутинга. Необходимо сформировать перечень условий, на которых компания предоставит работу.

При принятии кандидатом оффера, его оформляют в штат:
  • заключают соглашение;
  • знакомят с нормативной документацией фирмы;
  • вносят запись о трудоустройстве в трудовую.
За наймом следует испытательный срок, в ходе которого новый сотрудник знакомится с другими членами коллектива, вникает в бизнес-процессы, обучается и адаптируется.

Испытательный срок

Компании вводят испытательный срок, чтобы понять, точно ли им подходит выбранный кандидат. В течение обозначенного периода новый сотрудник вникает в нюансы деятельности, которой ему предстоит заниматься. Обычно у него есть наставник. Главная цель этого этапа состоит в том, чтобы обучить работника самостоятельному выполнению задач.

Необходимо избегать чрезмерной опеки новичка и одновременно не перегружать его знаниями. Темп работы у всех разный и руководству не всегда удается под него подстроиться.

Некоторые составляющие процесса можно делегировать технологиям. К примеру, воспользоваться возможностью автоматизацией обучения при помощи чат-бота. Это сделает нового работника более независимым, ему не придется при любом возникающем вопросе обращаться к наставнику, отвлекая того он своих основных обязанностей.

Оценка результативности

Для оценки результативности по итогам испытательного периода рекомендована постановка основных целей, отслеживание по ним прогресса. Оценка обычно выполняется по базовым критериям:
  • качеству выполненной новым членом коллектива работы;
  • соблюдению дедлайнов;
  • соблюдению правил компании;
  • взаимодействию с другими сотрудниками.
Испытательный период завершается после полной адаптации новичка, принесении им пользы компании.

Для чего требуется оптимизации процесса поиска персонала?

Кадровый подбор – это не просто знакомство с соискателями на открытую вакансию. Претенденты также собирают информацию о вашей компании, формируют заключения об особенностях протекания бизнес-процессов, слаженности работы коллектива.

Соискатели акцентируют внимание:
  • на корректности описания объявления о найме;
  • манере общения рекрутеров;
  • впечатлении, производящем офисом, специалистом по кадрам на этапе интервьюирования.
Им важно знать, важна ли для компании пунктуальность: нет ли опозданий персонала на интервью, дается ли обратная связь по итогам тестирования в заявленные сроки.

Повысить лояльность соискателей к вашей компании можно путем:
  • применения бланков с фирменной символикой;
  • грамотных подписей в письмах, отправленных на электронную почту;
  • соблюдения этикета при общении.
Будьте внимательны к деталям, отладьте процесс найма для создания презентабельного образа организации. Это приведет к росту ее рейтинга на трудовом рынке, увеличению количества желающих стать частью вашей команды.

Даже те соискатели, которым вы откажете, сохранят лояльный настрой по отношению к фирме. Есть вероятность, что в будущем вы предложите им другие варианты работы, а сами кандидаты будут советовать вас как работодателя знакомым.

Как добиться оптимизации рекрутинга

Для обеспечения четкости, последовательности и прозрачности на каждой стадии отбора рекомендован перенос всех бизнес-процессов в систему автоматизации. Упростить задачи рекрутера можно при помощи системы «Пульс», разработанной Сбером на базе ИИ.

Это отечественная платформа, оптимизирующая процесс управления сотрудниками. Количество ее пользователей стремительно возрастает, и все они оставляют положительные отзывы.

Система включает модуль «Подбора»:
  •  для рекрутеров;
  • руководителей;
  • соискателей.
У соискателей есть возможность отправки откликов на открытые вакансии, мониторить статусы, собеседования. При успешном прохождении отбора соискателем заполняется анкета, направляемая в кадровую службу. Итоговое решение также можно увидеть в личном кабинете: после чего соискатель принимает предложение или выдвигает предложение обсудить детали.

Руководители компаний в системе «Пульс» имеют возможность формировать объявления о найме, назначать ответственное за подбор работников лицо: это может быть не только менеджер по кадрам, но и, например, заместитель директора.

Одна из доступных опций – указание требований к претендентам и условия трудовой деятельности, выбор желаемой даты начала работы. При нехватке сведений, HR-менеджером назначается встреча, и уточняются нюансы. Все шаги по закрытию вакансии, включая статусы и взаимодействия с кандидатами, отображаются в системе.

После этого соискателям предлагается пройти тестирование или отправляется приглашение на интервью. В личном кабинете доступна возможность ознакомления с итогами проверок квалификации претендентов, комментарии рекрутеров. Руководитель решает, кого взять на работу, отправляя оффер успешному кандидату.

В системе можно выполнять всю работу рекрутёров:
  • формировать вакансии в соответствии с имеющимся брифом;
  •  автоматически публиковать их на hh.ru;
  • добавлять претендентов;
  • перемещать соискателей на другие вакантные должности;
  • отслеживать отклики;
  • планировать собеседования;
  • перемещение кандидата на другую вакансию;
  • выставлять оценки, комментировать итоги тестов;
  • вести базу претендентов с историей взаимодействий, тестирований;
  • формировать и согласовывать оффер;
  • отправлять соискателя в наем.
Данной платформой можно пользоваться в целях автоматизации HR-процессов на разных стадиях, в том числе при адаптации новых сотрудников, их обучении, при постановке задач. Управлять с ее помощью отдельными работниками и целыми командами.

Формировать по каждому из работников персональный профиль для отслеживания достижений, развития компетенций, оценки параметров результативности.

Отбор персонала – это сложная и ответственная задача, но при правильном подходе с ней реально справиться, причем в сжатые сроки. Найти того самого идеального сотрудника, который станет полноценным членом вашей команды.

Полезные статьи

простыми словами о важном